Срок исковой давности по административным делам

Содержание

Каков срок исковой давности по административным делам?

Срок исковой давности по административным делам

Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения

Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими

Исковая давность при защите избирательных прав

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости

Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ

Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности

Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях

Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения 

Общий срок для подачи административного искового заявления (далее — АИЗ) определен п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) и составляет 3 месяца. Началом исчисления такого срока является момент, когда субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов.

Законом могут быть регламентированы сроки для подачи АИЗ в суд, отличные от указанного выше. Например:

  • 10 дней с даты издания соответствующего нормативного акта — на представление АИЗ об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования (далее — МО), об обжаловании решения представительного органа МО (п. 2 ст. 219 КАС РФ);
  • 10 дней с момента, как субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов, — на представление АИЗ об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя или об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исп. власти субъекта РФ, органа МСО по проблемам, связанным с организацией публичного мероприятия, и др. 

Ниже мы рассмотрим также сроки исковой давности по отдельным видам административных исков. 

Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими

Срок исковой давности по административным делам о признании нормативного акта недействующим (как полностью, так и в части) определенно не установлен, однако указывается, что соответствующее АИЗ может быть подано в суд в течение всего срока действия спорного нормативного акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

АИЗ о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть представлено в течение 10 дней с момента принятия такого закона (п. 7 той же нормы).

При этом указывается, что:

  • не может быть принято АИЗ, содержащее указанные выше требования, если оспариваемый нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ прекратили свое действие (п. 1 ст. 210 КАС РФ);
  • указанное АИЗ подлежит возвращению, если спорный нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ еще не вступили в законную силу (п. 2 той же нормы, см. также статью «Возвращение административного искового заявления»).

Исковая давность при защите избирательных прав 

По общему правилу АИЗ с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть представлено в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что его указанные права были нарушены (п. 1 ст. 240 КАС РФ).

Вместе с тем по данному виду АИЗ в некоторых случаях сроки могут быть иными. Например, срок представления АИЗ составляет:

  • 10 дней с момента принятия решения об итогах ания, если оспаривается решение избирательной комиссии об итогах ания или референдума;
  • 3 месяца с момента официального опубликования итогов ания или референдума, если оспаривается результат такого ания или референдума;
  • не менее 8 дней до начала ания, если оспаривается регистрация определенного кандидата на выборах, и др. 

Большинство из указанных сроков исковой давности при их пропуске не могут быть восстановлены (п. 7 ст. 240 КАС РФ). При этом причины их пропуска правового значения не имеют.

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости 

АИЗ об определении кадастровой стоимости может быть представлено в срок не позднее 5 лет с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) спорных параметров при условии, что на момент подачи такого АИЗ в ГКН еще не внесены (п. 3 ст. 245 КАС РФ):

  • результаты оценки кад. стоимости, полученные при осуществлении очередной государственной кадастровой оценки;
  • сведения, связанные с переменой качественных или количественных параметров объекта недвижимости, повлекшие увеличение/уменьшение его кад. стоимости. 

Итоги расчета кад. стоимости земельного участка могут быть оспорены через суд путем представления требований:

  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или изменении его кад. стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об оцениваемом объекте, примененных при исчислении его кадастровой стоимости (подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 КАС РФ);
  • обжаловании решения или действий/бездействия комиссии (подлежат рассмотрению по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ). 

Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций 

АИЗ о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано не позже 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об их уплате (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

Однако при этом необходимо учесть также особенности, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ):

  • если в течение 3 лет с момента окончания срока исполнения самого первого требования об уплате обязательных платежей и санкций сумма общей задолженности физлица по налогам, сборам (с учетом санкций) составила более 3 тыс. руб., то налоговый орган правомочен обратиться в суд с иском о взыскании задолженности в течение 6 месяцев с того момента, как общий размер долга достиг указанной суммы в 3 тыс. руб.;
  • если в течение этих 3 лет сумма долга с учетом санкций не превысила 3 тыс. руб., надзорный орган правомочен обратиться с иском об их взыскании в суд в течение 6 месяцев с момента окончания указанного 3-летнего срока (п. 3 ст. 48 НК РФ). 

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ 

Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:

  • АИЗ о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы последним нормативным актом, изданным с указанным нарушением (п. 2 ст. 250 КАС РФ);
  • АИЗ о размещении лица с иностранным гражданством, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждении, — в течение 48 часов с момента его размещения в таком спецучреждении по решению уполномоченного лица (п. 1 ст. 267 КАС РФ);
  • АИЗ об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, — не позднее чем за 2 месяца до их освобождения, в отношении лиц, отбывающих наказание в форме ограничения свободы, — не позднее чем за 1 месяц до окончания срока наказания (пп. 7–8 ст. 270 КАС РФ);
  • АИЗ о помещении гражданина в медучреждение, оказывающее психиатрическую помощь, в недобровольном порядке — не позднее 48 часов с момента, когда были выявлены обстоятельства, требующие помещения данного гражданина в такое учреждение (п. 2 ст. 276 КАС РФ). 

Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности 

По общему принципу истечение регламентированного законом или судом срока исковой давности по административным делам не выступает основанием для отказа судом в принятии такого АИЗ: все обстоятельства пропуска срока должны быть озвучены в суде и оценены надлежащим образом (п. 5 ст. 219 КАС РФ).

Читайте также  Образец административного искового заявления согласно КАС

При наличии уважительных причин суд правомочен восстановить истекший срок представления АИЗ, кроме тех случаев, когда такой срок не может быть восстановлен по прямому предписанию закона.

Пропуск срока обращения с АИЗ при отсутствии объективных оснований, а также невозможность его восстановления (в т. ч. при наличии уважительной причины) выступает основанием для отказа в удовлетворении АИЗ (п. 8 ст. 219 КАС РФ). 

ВАЖНО! В силу п. 1 ст. 94 КАС РФ право на исполнение процессуальных действий утрачивается с истечением регламентированного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока. Поэтому, например, пропуск срока на оспаривание действий/ бездействия уполномоченного органа публичной власти или изданного им акта является отдельным основанием для отказа в удовлетворении АИЗ. 

В случае выявления факта пропуска срока подачи АИЗ без объективной причины суд выносит решение отказать в удовлетворении АИЗ без исследования прочих фактических обстоятельств по административному делу. Соответственно, установив, что срок на обжалование пропущен, суд не должен проводить исследование фактических обстоятельств дела и рассматривать материально-правовые основания представленных истцом требований (например, решение Прилузского райсуда Респ. Коми от 26.11.2015 по делу № 2а-436/15).

Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях 

КАС РФ исковую давность для обжалования судебных решений в последующих судебных инстанциях по общему принципу определяет следующим образом:

  • В апелляцию — в течение 1 месяца со дня принятия судом оспариваемого решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). По данной теме также рекомендуем нашу статью «Образец апелляционной жалобы по административному делу».
  • Кассацию — в течение 6 месяцев с момента обретения спорным судебным актом законной силы, при условии что податель жалобы использовал все доступные по КАС РФ способы обжалования такого акта.
  • Надзор — в течение 3 месяцев с момента обретения спорным судебным актом юридической силы (п. 2 ст. 333 КАС РФ). 

При этом для некоторых категорий требований могут быть установлены сроки обжалования, отличные от общих, приведенных выше. Например, апелляционная жалоба на решение о применении административного надзора может быть представлена в течение 10 дней с момента принятия судом соответствующего решения (п. 5 ст. 298 КАС РФ) и т. д.

*** 

Итак, общий срок исковой давности для подачи искового заявления в рамках КАС РФ составляет 3 месяца. Для некоторых категорий требований могут быть регламентированы и иные сроки исковой давности, отличающиеся от указанного.

Пропущенный по объективным причинам срок исковой давности может быть восстановлен судом (если для данного вида исков это в принципе допустимо). В рамках административного судопроизводства суд обязан применить положения о пропуске срока исковой давности (т. е. ходатайство заинтересованной стороны не требуется).

Источник: https://rusjurist.ru/grazhdanskie_dela/kakov_srok_iskovoj_davnosti_po_administrativnym_delam/

Понятие и срок исковой давности по административным правонарушениям, прекращение судебного дела

Прежде чем, разобраться в сроках давности по административным правонарушениям, необходимо знать, что понимает закон под определением административное правонарушение, какие выделяет виды административных правонарушений и степень наказания за них.

Что такое административное правонарушение?

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Виды нарушений

В Законе об административных правонарушениях выделено 17 видов нарушений, противоречащих закону, а именно нарушения:

  • посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и общественную нравственность населения;
  • по охране собственности;
  • по охране природопользования и окружающей среды;
  • в строительстве, промышленности и энергетики;
  • в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии;
  • на транспорте;
  • безопасности на дорогах;
  • в области информации и связи;
  • по налогам и сборам, финансам, рынку ценных бумаг;
  • правил таможенного дела;
  • посягательство на государственные институты власти;
  • государственной границы РФ, режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства;
  • посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.
  • по ведению воинского учёта.

Виды наказаний

Административная ответственность за совершённые нарушения определяется Законом об административных правонарушениях и конкретизируется нормативными актами регионов Российской Федерации.

К административным наказаниям в соответствии с законом относятся:

  • предупреждение. Оно применяется за малозначительное нарушение и выносится в письменном виде;
  • административный штраф. Он устанавливается в рублях. Для граждан — не более 5 тысяч рублей, для должностного лица — 50 тысяч рублей, для юридического лица — 1 миллион рублей. Это наиболее распространённый вид наказания;
  • возмездное (принудительное) изъятие орудия совершения нарушения с последующей передачей его собственнику;
  • конфискация предмета нарушения, то есть принудительное изъятие с последующей передачей в федеральную или региональную собственность;
  • лишение специального права, которым было наделено физическое лицо;
  • административный арест — нарушителя изолируют от общества на период от 15 до 30 суток, в зависимости от степени опасности совершённого нарушения;
  • принудительное выселение иностранцев и лиц без гражданства за пределы нашей страны;
  • дисквалификация — это лишение права физического лица занимать руководящие должности;
  • административное приостановление — временное прекращение предпринимательской деятельности в связи с угрозой жизни или здоровью людей.

Помимо наказания, назначенного судом, нарушитель обязан выполнить обязательства, которые стали основанием для вынесения приговора или возместить причинённый ущерб.

Срок давности по административным правонарушениям

Исковая давность — это срок, установленный судом, для защиты законных прав лица, в случае их нарушения. Это стимулирует субъектов гражданских отношений в отведённое законом время предъявлять необходимые требования для защиты своих законных прав. Если до окончания срока давности потерпевшее лицо не предъявит свои требования, то будет лишён судебной защиты.

Таким образом, под сроком давности подразумевается время с момента правового нарушения, по прошествии которого истекает возможность наступления наказания за это нарушение.

Каждая отрасль законодательства определяет свои сроки давности. Они регламентируются законодательным документом. Эти сроки для административных нарушений закреплены в статьях 4.5 и 4.6 Закона.

В случае с административными правонарушениями используют понятие давности для привлечения к ответственности. Установлены следующие сроки давности для привлечения нарушителя к ответственности за административные нарушения:

  • постановления по мелким правонарушениям выносятся в течение двух месяцев, а если дело передано в суд — трёх месяцев с момента совершения нарушения;
  • постановления по делам о защите детей, об окружающей среде, пожарной безопасности, дорожной безопасности, об авторском праве и другие — в течение одного года со дня совершения нарушения;
  • дисквалификация предъявляется в течение одного года со дня совершения нарушения, а если это длящееся правонарушение, то наказание предъявляют в течение одного года со дня его выявления;
  • наказание противоправного действия в области таможенного права назначается в течение двух лет;
  • наказание за противодействие терроризму и коррупции выносится в течение шести лет.

Исчисление срока с момента поступления в суд применяется для правонарушений, совершённых в Антарктике и в случае переноса судебного разбирательства по месту жительства нарушителя, на основании его ходатайства.

Если для определения наказания суду требуются заключения специальных органов для подтверждения правонарушения, то исчисление срока начинается с момента получения этого заключения судом.

Срок давности для штрафов ГИБДД

Нарушение правил дорожного движения — самое распространённое правонарушение.

Срок давности в таких случаях составляет один год со дня совершения правонарушения. Получив квитанцию о штрафе из ГИБДД, обжаловать её можно не позднее десяти дней.

Если обжалования не будет, то водитель обязан полностью выплатить штраф в течение тридцати дней и предоставить квитанцию об оплате в орган, где было вынесено постановление.

При неуплате штрафа дело передают в суд или судебным приставам, а это приведёт к увеличению штрафа в два раза или административному аресту на 15 суток, или принудительным работам до 50 часов. Следует знать, что арест не может применяться за невыплату штрафов, зафиксированных камерами дорожного наблюдения.

Срок рассмотрения дел за правонарушения

Согласно российскому законодательству дела по правонарушениям рассматривается не более 15 дней со дня поступления его в орган либо должностному лицу, имеющим право рассматривать материалы дела.

В двухмесячный срок рассматриваются дела о правовых нарушениях судьёй, правомочным рассматривать материалы дела. Рассмотрение дела может быть продлено по ходатайству участников процесса органом, судьей, должностным лицом, на срок не более одного месяца.

Читайте также  Ходатайство об устранении недостатков в исковом заявлении

Обжалование постановления и его сроки

Направить жалобу на постановление о наказании по нарушению необходимо не позднее 10 дней после того, как получите постановление или его копию.

В соответствии с законом, поступившая жалоба в орган, к должностному лицу, имеющим право рассматривать жалобу, рассматривается в десятидневный срок, а суд рассмотрит жалобу в двухмесячный срок с момента поступления её вместе с материалами дела в этот суд.

Нужно ли присутствовать в суде?

Согласно Закону об административных правонарушениях, решение по делу должно быть вынесено в присутствии нарушителя. Зная эту норму закона, многие пытаются избегать почтальона, уезжают в командировки, приносят справки о болезни, только бы не являться в суд.

Хотя суд признаёт вышеперечисленные причины уважительными, но у него есть право принимать решение без присутствия нарушителя, если срок давности истекает или же дело не может быть рассмотрено позднее определённой даты, а материалов достаточно, чтобы вынести решение. Во избежание возможных недоразумений лучше пойти на суд.

Но всё же в законодательстве предусмотрены случаи, когда решение, вынесенное в ваше отсутствие, может пересматриваться по вашему ходатайству, а именно:

  • извещение получено после даты, назначенной для рассмотрения дела в суде, и вы это можете доказать. Дело отправят на повторное рассмотрение.
  • извещение получили от сотрудника Госавтоинспекции, а явившись в назначенное время в указанный в извещении участок, вы узнаёте, что ваше дело рассматривается в другом месте. В этом случае принятое решение отменяется, даже если истёк срок давности, а дело пересмотрено.

Прекращение дела

В соответствии Законом об административных нарушениях дела о правонарушениях прекращают или не могут открыть в следующих случаях:

  • отсутствует факт нарушения;
  • не доказаны противоправные действия ответчика, ответчик несовершеннолетний или психически невменяемый человек;
  • нарушение произошло по необходимости, например, чтобы избежать аварии;
  • амнистия;
  • в период рассмотрения дела закон утратил силу;
  • истёк срок давности;
  • правонарушитель умер.
  • Наталья Игоревна Симакова
  • Распечатать

Источник: https://urhelp.guru/zakony/srok-iskovoy-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam.html

Сроки исковой давности по административным делам

Привлечь нарушителя к ответственности можно не во всех случаях. Неотвратимость наказания должна коррелировать с другими принципами административно-деликтного права. Чтобы государство не налагало меры негативного воздействия на граждан и юридических лиц, когда такие средства утратили свою актуальность, был законодательно закреплён срок исковой давности по административным правонарушениям.

Для чего устанавливается срок давности?

Наказание лица имеет определённые цели. Привлекая граждан и организации к ответственности, государство способствует установлению правопорядка, предупреждает новые нарушения, восстанавливает социальную справедливость.

Нарушение правовых норм через некоторое время теряет актуальность для самого виновного гражданина и для других членов общества. По прошествии определённого времени обстоятельства дела забываются, изменяются сопутствующие условия. Становится невозможно восстановить социальную справедливость, так как деликт перестал быть актуальным.

Наказание может рассматриваться как чрезмерное воздействие со стороны государства, что не приведёт к установлению правопорядка. Виновное лицо будет считать несправедливым наложение взыскания, так как в сознании человека не будет прослеживаться причинно-следственная связь с нарушением требований закона.

Срок исковой давности и привлечение к ответственности по административным правонарушениям имеют схожую природу. Обращение в суд – это способ защитить свои права или отстоять законные интересы. Если гражданин 3 года не хотел предъявлять требования к другим лицам, то установившийся порядок в гражданско-правовых отношениях становится ценнее права на защиту одного индивида или организации.

Действующие сроки по российскому законодательству

Рассматриваемый вопрос регулируется статьёй 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности административного правонарушения равняется 2 месяцам.

Период нужно отсчитывать со дня, наступившего после окончания действий (бездействия) гражданина или должностных лиц организации, составлявших объективную сторону правонарушения. Течение времени не останавливается, когда деликт обнаружен, готовятся материалы и дело рассматривается уполномоченным лицом. Опрос свидетелей, проведение экспертизы и прочие мероприятия должны завершиться не позднее крайней даты, когда возможно привлечение виновного лица к ответственности.

Законом установлен 1 случай приостановления отсчёта времени с момента совершения проступка. Если лицо ходатайствует о переносе места рассмотрения в населённый пункт или район, где оно проживает, то требуется переслать документы. В этом случае срок будет сообразно увеличен.

Если деликт имеет длящийся характер, например, нарушение таможенного законодательства, то срок начинает течь с момента установления противоправного поведения уполномоченным лицом.

Ряд нарушений устанавливается исключительно судом. За такие проступки можно привлечь к ответственности в течение 3 месяцев.

Часть составов предусматривает наказание в течение года с момента совершения правонарушения:

  • несоблюдение требований экспортного контроля;
  • нарушение правил о защите детей от вредной для их развития и здоровья информации;
  • использование товарных знаков, знаков обслуживания, произведений авторов с нарушением действующих норм права;
  • несоблюдение требований законодательства о рекламе;
  • нарушение законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций;
  • несоблюдение правил регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • деликты, за которые предусмотрена ответственность в виде дисквалификации;
  • иные нарушения, перечисленные в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Если гражданин нарушил законодательство РФ, предусматривающее меры по противодействию коррупции или терроризму, то его нельзя будет привлечь к ответственности спустя 6 лет.

В отдельную группу вынесен ряд деликтов:

  • нарушение требований валютного контроля;
  • неуплата алиментов (статья 5.35.1 КоАП РФ);
  • нанесение побоев;
  • нарушение норм бюджетного законодательства;
  • нарушение таможенных правил;
  • нарушение правил ведения бухучёта.

Срок действия указанных административных проступков составляет 2 года.

За несоблюдение законодательства о банкротстве и проступки, запрещённые статьями 5.64-5.68 КоАП РФ срок давности составляет 3 года.

Последствия

Истечение срока давности подразумевает, что лицо нельзя наказать за совершённый проступок. Если орган, ведущий процесс, установит данный факт, то дальнейший анализ проступка будет прекращён. Дело будет закрыто, правовой статус лица не измениться. Гражданин будет считаться законопослушным.

Для многих нарушителей срок давности является действенным способом ухода от ответственности. Подготовка и рассмотрения материалов по правонарушениям, поиск виновного лица занимает иногда неоправданно много времени.

Источник: https://isk.guru/administrativnoe/srok-iskovoj-davnosti/

Исковая давность по административным правонарушениям

На дисквалификации и привлечение к ответственности за совершенный поступок отводится 12 месяцев. За нарушения закона об использовании запрещенных препаратов (об этом гласит ст. 6.18 КоАП РФ) срок исковой давности начинается с даты подтверждения общероссийской антидопинговой организацией факта применения запрещенной субстанции.

Согласно главе 2 статье 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), нарушением считается действие или его отсутствие, совершенное как физическим, так и юридическим лицом и противоречащее закону. Поясним: правонарушение — это не только совершенное действие, но и его отсутствие, которое становится общественно опасным.

Срок давности по административным делам (ст

По общему правилу срок давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения составляет два месяца с момента совершения неправомерных действий. Т.е. по истечении указанных двух месяцев должностное лицо не вправе вынести постановление по делу об административном правонарушении, а значит и привлечь к ответственности тоже уже не в праве.

В административном праве по большой части все сроки носят непродолжительный характер и в этом смысле срок давности не стал исключением. Так, например, в гражданском праве срок исковой давности по общему правилу составляет 3 года, а в административных делах лицо может быть привлечено к ответственности чаще всего только в пределах двух месяцев. Однако из этого правила есть целый ряд исключений, которые и составляют дальнейшее содержание этой статьи.

Срок исковой давности по административным нарушениям

— в случае прекращения уголовного дела или отказа в его возбуждении, но при наличии признаков административного правонарушения, сроки исковой давности начинают исчисляться со дня принятия решения о прекращении уголовного дела или отказе в его возбуждении;

В соответствии с действующим гражданским законодательством, исковой давностью признается срок, определенный для защиты права по иску лица, чьи права были нарушены. При этом, под данным правом лица понимается субъективное гражданское право конкретного лица.

Срокам давности в Кодексе об административных правонарушениях посвящены статьи 4.5 и 4.6. Первая из них освещает сроки давности по привлечению к ответственности согласно административному законодательству, вторая рассказывает о периоде, в течение которого нарушитель считается наказанным.

  1. Постановление по событию административного нарушения должно быть вынесено в течение 2 месяцев. Если речь идет о делах, которые должны быть разобраны судьей, то срок издания документа увеличивается до 3 месяцев.
  2. По делам о несоблюдении российского законодательства в области экспорта, использования географических объектов, валютного регулирования, природоохраны, энергосбережения, санитарного благополучия и охраны здоровья граждан, защиты детей, авторского права, соблюдения правил дорожного движения, налогообложения, использования атомной энергетики, защиты прав потребителей, госконтроля за предпринимательством, рекламы, лотерей и проведения азартных игр, спорта и др. документы должны быть составлены в течение года с момента правонарушения.
  3. По вопросам нарушения таможенного законодательства, включая законодательство об участии в Таможенном союзе, и свода законов о бюджетных правоотношениях в РФ постановление должно быть вынесено в течение 2 лет.
  4. Если нарушены нормы законов о политических партиях, включая информирование об использовании финансов, незаконном финансировании, проведении аудита, оформление должно быть закончено не позже 3 лет со дня нарушения.
Читайте также  Образец встречного искового заявления в гражданском процессе

Рекомендуем прочесть:  О чем говорит снижение рентабельности продаж

Срок давности административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает несколько признаков, отличающих эти противозаконные деяния от прочих преступлений. Среди общих критериев неправомерного поведения следует отметить его общественную опасность. Ответственность за незаконные деяния регламентирует не только Кодекс РФ об административных правонарушениях. В ряде региональных законов также предусматривается наказание за проступки. К категориям неправомерных деяний в рассматриваемой сфере относят:

Кроме указанных наказаний, виновный обязан возместить ущерб, возникший вследствие его неправомерного поведения, или выполнить определенные условия, уклонение от исполнения которых выступало в качестве основания для привлечения его к ответственности. Размер выплат, а также продолжительность работ и ареста устанавливается в зависимости от степени опасности проступка.

Срок исковой давности по административным правонарушениям

За водителем сохраняется право обжалования квитанции о штрафе на протяжении 10 дней. При отсутствии обжалования, водитель должен компенсировать взыскание в полном объеме. Если нарушитель проигнорирует это обязательство, его могут привлечь к судебной ответственности, результатом которой в подавляющем большинстве случаев становится увеличение изначальной величины штрафа. Также в качестве наказания могут быть применены меры в виде исправительных работ и административног о ареста.

Порядок урегулирования ситуаций в случае с административным и правонарушениями регулируется действующим КоАП, а также законодательными положениями отдельных субъектов федерации. В наказание за нарушения рассматриваемой категории могут быть применены штрафные санкции, также нарушителя могут привлечь к общественным работам либо наложить в его отношении административный арест.

Истечение срока давности административного правонарушения

Если сроки оплаты штрафа нарушены и не оплачены в добровольном порядке, сумма взимается принудительно приставами. Взыскание штрафов с нарушителя ПДД возможно по прошествии 2 месяцев после момента получения субъектом постановления. Если дело разбиралось судьей, срок давности по выписке штрафных санкций составляет 3 месяца.

Если постановление вынесено было судом, то столько же времени (10 суток) должно пройти для его вступления в силу. Этот период отодвигается, если водитель обжаловал решение. В случаях, когда после обжалования суд оставил в силе вынесенный документ, то, согласно ст. 31.1 КоАП, он вступит в силу немедленно после оглашения.

Административные штрафы: их исполнение и сроки давности

Суммы неуплаченных штрафов в России насчитывают не один миллиард рублей. Правонарушения есть, а уплаты по ним нет. Административные штрафы – это денежное взыскание и наказание за административные нарушения, которых более 20 видов. Помимо наказания, штраф призван исполнять функцию возмещения вреда, причиненного нарушением, а также превентивную (предупреждающую) меру.

Таким образом, не уплатив административные штрафы в сумме от 1 до 5 тысяч рублей, человек получает еще один штраф в том же размере, рискует быть арестованным, нагружает излишними бумагами судопроизводство, а вдобавок попадает в руки судебных приставов. Они имеют право

Срок давности по административным правонарушениям

Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве.

Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах.

Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.

1. Правовое регулирование сроков давности по административным делам 2. Срок действия административного наказания 3. Исключения из общеустановленных сроков давности

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ.

В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ.

Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Обратите внимание

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Важный факт

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях.

В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда.

Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате.

А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания.

По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Обратите внимание

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования.

К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Обратите внимание

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет.

И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства.

В иных ситуациях никакие иные факторы не  могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

(418 голос., 4,63 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/srok-davnosti-pri-administrativnyx-pravonarusheniyax/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: