Размер участков сельскохозяйственного назначения в России

Содержание

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения: правовое регулирование, принципы, ограничения

Размер участков сельскохозяйственного назначения в России

Вопрос, связанный с правом собственности на землю, — вчера, сегодня и завтра — дискуссионный. Это отражается и на формирующихся экономических отношениях собственности, и на его правовом регулировании. В некоторой мере ситуация, которую можно охарактеризовать недостаточной проработкой отношений собственности на участки в плане законодательства, сохраняется.

В то же время именно от регулирования отношений землепользования и землевладения зависит не только социальная, но и экономическая общественная стабильность. Так, проблемы владения землей актуальны и сегодня. В нашей статье речь пойдет о принципах и особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо этого, рассмотрим правовое регулирование и ограничения, существующие в настоящее время.

Следует отметить, что особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения с течением времени претерпевали значительные изменения. Именно поэтому целесообразно затронуть исторический аспект. Такие участки формируют самостоятельную категорию на территории РФ. Ее приоритетная роль обусловлена значимостью земель в социально-экономическом плане.

Преобразования, которые начались в процессе аграрной, земельной реформ и коснулись в первую очередь сельскохозяйственных отношений, по сей день оказывают практически определяющее влияние на правовой режим в данной сфере. Прежде всего, это подтверждается демонополизацией гос.

собственности и установлением многообразия форм владения земельными участками, возникновением новых субъектов сельскохозяйственного дела, индивидуальным порядком приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, особым правовым регулированием оборота земель сельскохозяйственного назначения, которое выведено за рамки нового ЗК РФ от 25 октября 2001 г.

Нужно иметь в виду, что участки сельскохозяйственного назначения представляют собой в том числе предмет исследования, объект различного рода правоотношений. Так, отдельно можно рассмотреть правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, порядок и условия использования этих участков, охрану земель, правовое регулирование управления со стороны государства в лице его определенных структур.

Особенности регулирования

Проведем исторический анализ законодательства касательно оборота земель в отрасли сельского хозяйства. Далее разберем актуальные особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. На территории РФ земля достаточно долгий период времени была выведена из оборота. Так, государство не допускало никаких сделок гражданско-правового значения с ней.

Существовали лишь административно-командные методы и формы распределения и, соответственно, перераспределения участков, предоставления их в пользование. Тем не менее переустройство правовой и политической систем в России обусловило необходимость реализации земельной реформы. В результате ее ликвидировали исключительную гос.

собственность на землю, признали возможность покупать участки как частные площади.

Однако вплоть до сегодняшнего дня то, как регулируется оборот земель сельскохозяйственного назначения, оставляет лишь желать лучшего. Важно подчеркнуть, что законодательство в данной сфере противоречиво и отрывочно. Таким образом, основная задача в этой части — дальнейшее определение особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также их учет в законах, связанных с землей.

О недостаточности конкретики в регулировании оборота участков можно дискуссировать хотя бы по той причине, что вопросам аренды и купли-продаже земли в действующем на территории РФ законодательстве посвящены только отдельные статьи. Стоит дополнить, что речь идет о Земельном кодексе РФ и ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В странах же с достаточно развитым рыночным оборотом земли одной сельскохозяйственной аренде посвящаются целые нормативные акты.

Например, в правовой системе Франции есть множество специальных законов, которые регулируют вопросы аренды земли сельскохозяйственного типа.

Реформирование

Чтобы полноценным образом вникнуть в тему, связанную с особенностями оборота земель сельскохозяйственного назначения, целесообразно разобрать земельную реформу в России, которая началась примерно в XX — XXI вв. непосредственно с принятия ЗК РФ.

Стоит заметить, что она предполагала адекватное реформирование всей совокупности действующих тогда нормативно-правовых актов, которые регулировали земельные отношения. Столь детальный подход связан в первую очередь с переходным периодом в экономике и, соответственно, с развитием института частного вида собственности.

Вторым фактором является значительный объем противоречий в прошлом действовавших нормативных актах и новом Законе РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Одним из самых дискуссионных вопросов, относящихся к реформированию земельного законодательства, считается вопрос принятия закона, который устанавливает статус земель сельхоз.

типа, так как эта категория земельных участков традиционно выступает как одна из наиболее ценных. Только после длительных дебатов приняли Федеральный Закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный кодекс и ФЗ

Действующий на территории РФ ЗК дает лишь общую классификацию и определение участков сельскохозяйственного типа. Он устанавливает общие правила применения таких земель. Максимально подробным образом особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулирует рассмотренный выше Федеральный законодательный акт. Необходимо отметить, что он вступил в законную силу 27.01.2003, то есть спустя полгода после его официальной публикации, которая датируется 27 июля 2002 г.

ФЗ регулирует отношения, которые связаны с владением, распоряжением, пользованием землей сельскохозяйственного назначения. Помимо этого, он устанавливает актуальные правила, а также ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Закон определяет долю в праве общего типа собственности на землю сельскохозяйственного характера, то есть регулирует сделки, результатом осуществления которых выступает появление или прекращение прав на участки земли.

ФЗ определяет условия, связанные с предоставлением земель для целей сельского хозяйства, которые находятся в муниципальной или гос. собственности, а также с изъятием их в эту собственность.

Следует иметь в виду, что существуют некоторые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Так, действие Закона не распространяется на землю, предоставленную из сельскохозяйственных земельных участков физическим лицам для индивидуального гаражного или жилищного строительства, садоводства, развития личного дачного и подсобного хозяйства, огородничества и животноводства, а также на землю, занятую строениями, зданиями и различного рода сооружениями. Оборот названных участков земли регулируется Земельным кодексом, действующим на территории страны.

Актуальные вопросы правового регулирования

В соответствии с нормами Закона № 101 «об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ реализуют правовое регулирование согласно следующим вопросам:

  • Выявление момента, запускающего приватизацию участков сельскохозяйственного типа (п.4 ст.1).
  • Определение случаев безвозмездного предоставления физическим лицам в общую собственность угодий сельскохозяйственного типа, которые находятся в бессрочном (постоянном) пользовании сельскохозяйственных структур. Формирование списка ФЛ, которые вправе получить определенные доли территории, то есть регулирование оборота долей земель сельскохозяйственного назначения (п.4 ст10).
  • Порядок выявления размера доли земли (п.4 ст. 10).
  • Определение минимальных размеров участков из всех территорий сельскохозяйственного типа, которые считаются вновь образованными. Сюда целесообразно отнести и выделяемые в счет долей в праве общей собственности (п. 1 ст. 4).
  • Выявление пределов минимальных размеров участков земли для орошаемых искусственным образом сельхоз. угодий, а также других осушаемых территорий (п. 1 ст.4).
  • Определение максимальной площади угодий, расположенных в одном муниципальном районе. Стоит отметить, что они могут быть собственностью одного юридического или физического лица. Однако общий размер не может быть меньше 10 % от всей площади угодий, которые расположены в одном муниципальном районе на время получения или предоставления участка земли (п. 2 ст. 4).
  • Установление менее значимого периода аренды участка из земельных территорий сельскохозяйственного значения (п. 3 ст.9).
Читайте также  Как узаконить самозахват земельного участка

Источник: http://fb.ru/article/450526/osobennosti-oborota-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-pravovoe-regulirovanie-printsipyi-ogranicheniya

Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.

Что это такое?

Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?

Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию здесь.

А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.
Читайте также  Просмотр участка по кадастровому номеру

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/selskohozyajstvennogo-naznacheniya

Размеры земельных участков для КФХ, ЛПХ и сельского хозяйства

Участки, предназначенные для различных видов сельхозпроизводства, должны иметь свои размеры, которые позволяют их полноценно эксплуатировать. Такие размеры устанавливаются в случаях, когда необходимо определить, какую площадь тот или иной пользователь земельного участка может эксплуатировать в своих целях.

Кроме того, установление предельных размеров бывает необходимо и в тех случаях, когда участок должен быть поставлен на кадастровый учет по результатам проведения различных трансформационных процедур с ним. Каким образом устанавливаются предельные размеры для таких участков?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Понятие и нормативное регулирование установления предельных размеров

Предельные размеры для земель, предназначенных для организации крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и сельскохозяйственного производства (С/Х) находятся в ведении нескольких групп нормативных актов, так как данный вопрос является сложным для регулирования нормативными актами одного какого-либо уровня, так как на установление предельных размеров влияет целый ряд факторов, которые должны быть учтены сразу на нескольких уровнях:

  • первой группой регулирующих нормативных актов являются законы федерального уровня. К ним относятся Земельный и Градостроительный Кодексы, а также Федеральные законы «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также Федеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения», который регулирует все вопросы, связанные с использованием земель сельхозназначения. Именно на этом законодательном уровне установлено, что полномочия по установлению предельных размеров земельных участков переданы субъектам федерации и муниципальным образованиям, существующим на территории Российской Федерации;
  • ко второй группе регулирующих нормативных актов относятся законы и другие нормативные акты, принятые на региональном уровне. Они осуществляют подробное регулирование вопросов, связанных с утверждением специальных правил землепользования, которые должны действовать на территории конкретного субъекта федерации, исходя из имеющихся у такого субъекта ресурсов. В случаях, если земельных ресурсов достаточно, то полномочия по установлению предельных размеров могут быть переданы муниципалитетам, которые займутся непосредственным регулированием процедуры определения предельных размеров;
  • такие нормативные акты (то есть принятые на уровне муниципалитетов) и относятся к третьей группе регулирующих документов об установлении предельных размеров земельных участков. В случаях, если федеральным и региональным законодательством предусмотрена такая возможность, установление предельных размеров осуществляется на основе муниципальных нормативных актов.

Предельные значения размеров участков

Значение размеров земельных участков, как уже говорилось выше, устанавливается либо на уровне регионального, либо муниципального законодательства. На значение таких предельных размеров влияет целый ряд факторов, к которым относятся:

  • показатели плотности заселения того или иного муниципального района;
  • степень освоения имеющихся природных земельных территорий, в том числе относимых к категории земель сельхозназначения;
  • качество почв на территориях, которые подлежат распределению и в отношении которых происходит установление предельных значений;
  • возможности эксплуатации таких земельных участков.

В целом картина по предельным значениям для России выглядит следующим образом.

Наименование субъекта Минимальные значения для крестьянских фермерских хозяйств, га Максимальные значения для крестьянских фермерских хозяйств, га
Екатеринбург 2 50
Москва 1 40
Нижний Новгород 2,5 50
Новосибирск 0,5 25
Пятигорск 30 50
Ростов-на-Дону 1 50
Санкт-Петербург 1 1
Хабаровск 3 300

Если речь идет об организации личного подсобного хозяйства, то для него предельные размеры участков по регионам будут выглядеть несколько иначе.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.
Наименование субъекта Минимальные значения для личного подсобного хозяйства, га Максимальные значения для личного подсобного хозяйства, га
Екатеринбург 0,1 0,25
Москва 0,02 0,25
Нижний Новгород 0,03 0,2
Новосибирск 0,04 0,15
Пятигорск 0,06 0,15
Ростов-на-Дону 0,08 1
Санкт-Петербург 0,06 0,25
Хабаровск 0,1 0,2

В случаях, когда речь идет о землях, предназначенных для осуществления сельскохозяйственного производства, минимальные значения могут быть установлены как в исчислении гектарами, так и на основании проектной документации, поданной в уполномоченные органы. Что касается максимальных значений, то они определяются в процентном соотношении от общего объема предоставленных земель сельхозназначения.

Наименование субъекта Минимальные значения для сельскохозяйственного производства, га Максимальные значения для сельскохозяйственного производства, %
Екатеринбург 0,1 Максимум 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Москва 2 Не более 25% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Нижний Новгород Не менее минимального неделимого размера Не более 50% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Новосибирск 200 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Пятигорск 30 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Ростов-на-Дону На основании предоставленной проектной документации Не более 20% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Санкт-Петербург 0,02 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения
Хабаровск 1 Не более 10% от общего выделенного объема земель сельхозназначения

Для того, чтобы земельные участки предоставляли в полном объеме все возможные перспективы для полноценной эксплуатации, для них предусмотрены предельные минимальные и максимальные значения. Их установление относится к ведению субъектов федерации или муниципалитетов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/razmer/fermerskogo.html

Земли сельскохозяйственного назначения

Перейти к следующей статье

В соответствии со Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли по целевому назначению подразделяются на категории. Первой среди них упоминается категория земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения сформулировано в Статье 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ. Таковыми признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В этой же статье установлен состав земель сельскохозяйственного назначения ─ сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения РФ

Составляющие около четверти всей территории Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения по своей доле в общем объеме земельных ресурсов уступают только землям лесного фонда, занимающим больше половины площади страны.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, сады, виноградники, пруды для разведения рыбы и т. д.

Несмотря на то, что Россия ─ один из мировых лидеров по площади пашни, распахано всего лишь около 8% ее территории. Это примерно в три раза меньше, чем в США и в шесть раз меньше чем в Индии. Хотя есть субъекты Федерации, где распахано свыше половины всей территории, ─ Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская области; Краснодарский и Ставропольский края.

Надо сказать, что сельскохозяйственные угодья находятся не только внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Они составляют весомую долю в землях населенных пунктов. Есть сельскохозяйственные угодья в таких категориях, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Наибольшую долю различные виды земель сельскохозяйственного назначения занимают на Юге страны ─ в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Наименьшую ─ в суровой Сибири и малоосвоенном Дальнем Востоке. Основные сельскохозяйственные регионы с обилием пахотных земель сконцентрированы преимущественно в Центре и на Юге европейской части, в Среднем и Нижнем Поволжье, и в меньшей степени на юге Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Читайте также  Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Что говорит Закон о землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны ─ сельские жители составляют четверть россиян.

В начале девяностых в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению.

Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли.

За короткое время социальная структура российского села разительно изменилась, был сформирован новый социальный слой ─ земельные собственники, к которым перешли права на земли сельскохозяйственного назначения.

Опыт ведущих экономик мира убеждает ─ это был правильный ход. Агропромышленный комплекс развивается наиболее успешно, когда земли сельскохозяйственного назначения находятся преимущественно в частной собственности.

Поэтому, несмотря на сопровождавший предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частные руки некоторый откат по натуральным показателям (за период 1990–2008 гг.

совокупное производство сельскохозяйственной продукции, заметно снизилось), положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т. ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.

К числу наиболее важных из их числа относятся:

  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения»);

Источник: http://zakadom.ru/zemli_selskohozyaystvennogo_naznacheniya

Какие предельные размеры земельных участков?

В 90-е годы земля было объявлено о передаче наделов в частную собственность. В отличие от советской эпохи, когда вся земля принадлежала государству, теперь гражданам разрешено не только пользоваться землей, но и приватизировать. Приватизация — это переход недвижимости из рук государства в руки граждан.

Земля ценный природный и экономический ресурс. Для того, чтобы она не использовалась бездумно, были введены ограничения на максимально допустимый размер участков. Каждый вид деятельности имеет свой предел и это является целесообразным.

Минимально допустимые размеры владения установлены для контроля за бессистемным дроблением участков.

В погоне за прибылью собственники делят свой участок, что мешает вести сельское хозяйство и строить объекты. В конечном итоге, также наносит экономический и экологический вред.

Нормы

До масштабных изменений в Земельном кодексе 2015 года, определяющими в распределении земельных участков были региональные и местные власти. Им было дано право устанавливать предельно допустимые размеры на тот или иной участок.

В настоящее время размеры участков, которые подпадают под Правила землепользования и застройки, регулируются градостроительными регламентами. Остальные — Федеральными законами.

Правовое регулирование

До начала марта 2015 года все вопросы, связанные с выделением земельных участков и определением их размеров, решали местные и региональные власти. При администрации существовали специальные Комиссии, которые рассматривали заявления каждого гражданина. Это положение было сформулировано в Земельном кодексе, статье 33.

В ведении муниципалитетов было также выделение земли, связанное с категориями и видами разрешенного использования.

С принятием Федерального закона №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс» определение размеров большей части наделов стало прерогативой земельного законодательства. В решении каждого вопроса определяющим является дальнейшее использование земли.

Если по отношению к определенному наделу действует градостроительный регламент, то его размеры определяются Правилами пользования земельными ресурсами.

Если участок имеет другое целевое использование, то — Федеральными законами и земельным законодательством. В основе этого положения лежит статья 11.9 ЗК России.

Предельные размеры земельных участков

На предельные размеры влияют прежде всего Правила землепользования и СНИПы. Для чего нужно знать предельные размеры земельных участков? Это делается прежде всего для безопасности от пожаров и других негативных воздействий. Жилой дом, который будет построен на участке, не должен мешать соседям, их постройкам и посадкам.

До соседского жилого строения должно быть достаточное расстояние, чтобы вы не мешали личной жизни соседей, а они вам. Также считается расстояние до дороги и других объектов. Исходя из этих данных рассчитывается размер участка.

На площадь выделяемого надела влияют следующие обстоятельства:

  • территория, на которой расположен участок;
  • спрос на определенный вид участков;
  • общее количество участков;
  • особенности региона.

Такие нормативы как минимальные и максимальные размеры земельных участков будут различаться в каждом регионе.

Минимальные и максимальные

Участок может быть куплен и предоставлен государством безвозмездно. В первом случае вы вряд ли столкнетесь с какими-то ограничениями.

Если же выносить решение будет администрация, то ограничения будут в зависимости от того, в каком регионе была получена земля и каковы местные законодательные акты.

К примеру, под ЛПХ во Владимирской области выделяется не меньше 4-х и не больше 15-ти соток. В Чувашской республике — 12 и 15 соток соответственно. Ограничения по выделению максимального количества земли для одной семьи или одному подсобному хозяйству тоже разные.

Во Владимирской области этот максимум составляет 250 соток, а в республике Чувашия — 100 соток. Все предельные размеры должны соответствовать земельному законодательству.

Под ИЖС

Минимальное количество земли для ИЖС — 3 сотки. Но, как и в других случаях, этот норматив зависит от региона. К примеру, в Московской области, где наблюдается высокая плотность заселения нижняя граница может колебаться от 2-х до 8 соток.

Здесь, в первую очередь, повлияют требования СНИПов и Правил. Устанавливают, сколько метров будет от одного строения до другого.

В зависимости от места и материала изготовления постройки, цифра может колебаться от 8 до 15 метров. Еще больше колеблется максимальный размер по регионам. Он может быть от 6-ти до 30-ти соток.

Садоводство

В 2018 году под садовые участки выдается земля площадью от 6-ти соток, это минимальный размер надела. А максимальный составляет по земельному законодательству 0,15 га.

Но может быть меньше, если в регионе существует недостаток земли определенной категории и вида использования.

Сельскохозяйственного назначения

Согласно Федеральному закону №101 от 2002 года «Об обороте земель с/х назначения» определяется Земельным кодексом и региональными законами.

Минимальный размер земельного участка с/х назначения приблизительно равен 6-8 соткам.

Предельные (максимальные и минимальные размеры) устанавливаются по регламенту и земельному законодательству для ограничения нецелевого использования земель.

В каждой отдельной местности эти нормативы будут отличаться друг от друга. Рассчитываются они следующим образом.

По ФЗ РФ №101, максимальный размер, который может быть выделен на одного гражданина, составляет не меньше 10 процентов от общей площади с/х угодий, расположенных на территории одного муниципалитета. Поэтому нужно заранее знать о пределах, чтобы избежать недоразумений.

Порядок оформления надела

Для того, чтобы приобрести надел в собственность, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно Федеральным законам о кадастровой деятельности, без этого невозможна регистрация.

Процедура постановки на учет включает:

После этого ваш участок будет отображаться на публичной кадастровой карте и на сайте Росреестра. Владельцу участка выдается кадастровый паспорт, а все сведения об участке сохраняются в базе данных.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок здесь.

Следующими шагами для оформления участка в собственность будут:

  • сбор пакета документов;
  • подача документов и заявления в местный муниципалитет;
  • если не было межевания — то нужно его провести.

Комиссия при местной администрации рассматривает заявление около 2-х месяцев. В случае положительного решения нужно подавать документы для регистрации в Росреестр.

Документы

Для оформления права собственности на земельный участок нужно предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • кадастровые документы;
  • правоустанавливающие бумаги;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Зарегистрировать право собственности можно через Росреестр, МФЦ, Госуслуги, сайт Росреестра. Оформление займет две недели.

На видео о границах надела

Источник: https://realtyurist.ru/zemelnyj-uchastok/predelnye-razmery-zemelnyh-uchastkov/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: