Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут

Содержание

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Переход права собственности на участок не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Основным среди государственных природных ресурсов является земля, которая выступает базисом для возведения жилых и производственных помещений, почвенный слой используется для выполнения сельскохозяйственных работ, а также территории необходимы для осуществления различных задач государственной важности.

Ключевым фактором, который классифицирует все земли страны, является форма собственности. Соответственно, участки могут принадлежать частным лицам, государственным или муниципальным структурам, фермерским коллективам и др.

Существует ряд территорий, которые независимо от формы собственности, использует не только законный владелец, но и жители определенных населенных пунктов и сообществ. Такое явление предусматривает составление специального документа, который законодательством регламентируется как земельный сервитут.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Объекты и субъекты сервитутов

Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.

Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.

Основания возникновения сервитута

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Виды и формы земельных сервитутов

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Читайте также  Гараж на дачном участке нормы

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Оценка и расчет стоимости сервитута земельного участка. Государственная регистрация сервитута земельного участка

Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок.

Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
  • сумма упущенной выгоды;
  • убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.

Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории. Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.

В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.

Заявление в суд об установлении сервитута

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Прекращение сервитута земельного участка

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, — одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: http://Advokat-Malov.ru/sobstvennost/pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-zemelnym-uchastkom-servitut.html

Право ограниченного пользования чужим земельным участком

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) закреплено в ст. 23 ЗК РФ и ст.ст. 274-276 ГК РФ (ст. 276 ГК РФ установлены также условия обременения сервитутом зданий и сооружений).

Виды сервитутов

Земельным законодательством закреплены частные и публичные сервитуты.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Ст.

274 ГК РФ установлено право собственника (на предусмотренных законодательством условиях лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования) недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут быть срочными или постоянными. Причем п. 4.1 ст. 23 ЗК РФ определено, что срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Сервитуты может быть платными или бесплатными. Так, в соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст.

23 ЗК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. П. 7 ст.

Читайте также  Субаренда земельного участка под строительство жилого дома

23 ЗК РФ также предусматривает право собственника требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Основания для установления сервитутов

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ЗК РФ  публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Государственная регистрация сервитута

Согласно п. 3. ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. П. 9 ст. 23 ЗК РФ установлено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, для регистрации сервитута в соответствующий территориальный отдел ФРС представляются:

  • Заявление о государственной регистрации сервитута.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (или полномочия представителя), который представляется в подлинном экземпляре и копии.
  • Правоустанавливающий документ:
    • соглашение об установлении частного сервитута в количестве не менее двух подлинных экземпляров в случае, если оно составлено в простой письменной форме; если такое соглашение было нотариально удостоверено, должен быть представлен подлинный экземпляр правоустанавливающего документа и его надлежащим образом заверенная копия (например, нотариальное удостоверение);
    • нормативно-правовой акт органа власти об установлении публичного сервитута (не менее двух экземпляров копии такого документа, которые должны быть заверены надлежащим образом — органом исполнительного власти, издавшим указанный акт).
    • Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта.
    • Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.

При установлении частного сервитута также представляются:

  • Нотариально удостоверенное согласие супруга собственника объекта недвижимости либо заявление о том, что лицо в браке не состоит (в случаях, установленных действующим законодательством).
  • Согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) государственного или муниципального предприятия (учреждения) (в случаях, установленных действующим законодательством).
  • Согласие залогодержателя на распоряжение заложенным имуществом, если иное не предусмотрено договором, а в случаях, установленных законодательством, представляется дополнительное соглашение к договору об ипотеке.

Помимо вышеуказанных документов, у заявителя, в случае необходимости, дополнительно могут быть истребованы иные документы.

Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

В соответствии со ст. 275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Прекращение сервитута

Согласно ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Источник: http://lallc.ru/pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-zemelnym-uchastkom/

Сервитут в земельном праве

По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 — 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.

Читайте также  Прописка на земельном участке без дома

Понятие сервитута в земельном праве

Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • содержание ПС;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.

В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе договора аренды или частного сервитута.

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Сервитут в гражданском праве

По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.

Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:

  • Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
  • Общая граница между 2 участками.
  • Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.

Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.

Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.

Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.

При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.

При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.

Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.

Термины

  • ПС – сервитут, устанавливаемый органами власти в интересах государства, органов местного управления или населения.
  • ЧС – сервитут, в соответствии с которым служащий участок может удовлетворить потребности владельца господствующего участка. Этот сервитут устанавливается по договору владельцев участков или по решению суда.

  • Господствующий ЗУ – ЗУ, владельцу которого нужен ЧС.
  • Служащий земельный участок — ЗУ, от владельца которого требуется ЧС.
  • Обременение ЗУ – наложение на участок различных ограничений (например, сервитута).
  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/v-zemelnom-prave.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: